пятница, 25 ноября 2011 г.

Обобщение педагогического опыта


Так случилось, что за свою долгую четырехлетнюю карьеру в системе образования у меня накопилось достаточно информации и полезных материалов, которыми, как оказалось, не только можно, но и нужно поделиться. Ежегодно проводится конкурс на присуждение премий Мингорисполкома, обобщение педагогического опыта.
В соответствии с Инструкцией о премиях и грантах Минского городского исполнительного комитета работникам учреждений образования, финансируемых из бюджета города Минска (Инструкция № 1929, утвержденная решением Минского городского исполнительного комитета от 06. 11. 2003 г.) ежегодно в декабре месяце присуждается сто премий лучшим работникам учреждений образования за достижение высоких результатов в обучении и воспитании учащейся молодежи.
Конкурс на присуждение премий Мингорисполкома призван решать такие задачи как:
выявление и распространение лучших образцов инновационного педагогического опыта;
содействие внедрению образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс;
стимулирование педагогических инициатив, поддержка и поощрение талантливых работников образования;
расширение арсенала методик преподавания.
Конкурс постоянно развивается, совершенствуется его содержание и формы проведения.
Решила я поучаствовать в этом конкурсе. Обобщила опыт(коротенько, листов на 40), приложила программы, написанные совместно с моими студентами, и отправила. Теоретический тур прошел не заметно. А после московской конференции, через день, надо было ехать на очную защиту.
В уютном синем зале МГИРО в этот конкурсный день собрались 15 очередных претендентов. Защита мне напоминала толи защиту дипломного проекта, толи защиту магистерской диссертации. Были представлены очень интересные работы, красивые и информативные презентации. НО!!! Было и выступления, которые можно было отнести к разряду: «как нельзя делать презентацию» и «публичное выступление или уличный сленг». Для меня это важный и ценный опыт, как публичного выступления, так и участия в конкурсе.

Тема опыта: Педагогические особенности работы с одаренными учащимися с применением современных образовательных технологий на уроке программированию.

Цели и задачи опыта:

Теоретически обосновать и разработать методику построения педагогической работы с одаренными учащимися при изучении информатики. Выявить дидактические возможности олимпиадного движения при работе с одаренными учащимися. Разработать модель организации работы с одаренными учащимися при изучении информатики. Разработать методику подготовки одаренных учащихся к олимпиадам по программированию. Оценить эффективность предложенной методики.
Опытно - экспериментальной базой был Минский государственный колледж электроники, учащиеся, получающие специальность техник-программист, где наряду с автором принимали участие и другие преподаватели колледжа. Экспериментом было охвачено 33 одаренных студента; 3 преподавателя колледжа.
Поставленные задачи определили ход работы и моего исследования, которое проводилось в два этапа с 2007 по 2011 гг. На каждом этапе в зависимости от задач применялись разные методы.
При работе с одаренными учащимися на занятиях по программированию и подготовке их к олимпиадам по программированию важно чтобы учебный материал,  соответствовал следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Для подготовки одаренных учащихся к олимпиаде по программированию необходимо пройти три этапа: выявить учащихся с алгоритмическим типом мышления, подобрать теоретический и практический материал, подобрать индивидуальный набор задач для каждого учащегося и организовать самостоятельную и групповую работу. На приемы побуждения к овладению умениями и навыками решения олимпиадных задач влияют внутриколлективные отношения, включающие: организацию коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи; применение сочетания различных форм совместной работы, включая использование метода проектов.
Новизна опыта
Новизна моего педагогического опыта состоит в творческом сочетании и применении различных форм работы, методик, приёмов, а также современных педагогических информационных технологий  в процессе обучения программированию, в процессе подготовки одаренных учащихся к олимпиадам по программированию. Теоретически обоснована и разработана методика построения педагогической работы  с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам по программированию; выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели работы с одаренными учащимися при изучении информатики в процессе учебной деятельности.
Сущность педагогического опыта Обобщение педагогического опыта состоит в конкретизации методов работы с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам по программированию; в выявлении специфики творческого алгоритмического мышления, основными компонентами которого являются: комбинированное, стратегическое, рефлексивное и эвристическое мышление; в выделении качественных и количественных критериев, отражающих допустимый, высокий и творческий уровни развития творческого алгоритмического мышления учащихся; в обосновании целей, задач, принципов, содержания, методов и форм работы с одаренными учащимися. 
Практическая значимость заключается в разработке и апробации экспериментальной модели работы с одаренными учащимися при изучении информатики, при подготовке к олимпиадам по программированию, по формированию творческого алгоритмического мышления у учащихся; в разработке методических рекомендаций и дидактических материалов по осуществлению мониторинга одаренности учащихся в области информатики; в использовании результатов исследования в работе факультатива и курсов по подготовке к олимпиадам по программированию колледжа электроники.
Для успешной подготовки учащихся к олимпиадам по программированию необходимо:
- выявить учащихся с алгоритмическим типом мышления и базовыми знаниями в области информатики;
- выявить учащихся, которые применяют нестандартные приемы при решении задач;
- знание закономерности: развитие учащегося происходит в процессе творческого подхода к решению сложных задач;
- знания условий активного освоения студентом сложного материала.
Реализация образовательной модели развития одаренности учащихся в области информатики в условиях факультативов, дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов обеспечивает эффективное усвоение сложно материала по информатики. Данный подход предполагает активизацию деятельности самопознания, самооценивания и проектирования. Разработанная методика подготовки одаренных учащихся к олимпиадам по программированию приносит высокие результаты и является эффективной.
При организации работы по подготовки одаренных учащихся к олимпиадам по программированию учитываются следующие принципы:
1. Принцип индивидуализации предполагает свободу выбора порядка изучения тем учащимися, которые помогут углубить знания по программированию, самостоятельное определение целей и задач своего образования с учетом возможностей и способностей.
2. Принцип продуктивности - знания приобретаются в процессе использования информации при решении практических задач, в процессе оценивания результативности этого использования, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность.
3. Принцип обучения на высоком уровне трудности – Исследование лаборатории показало, что если процесс овладения знаниями идет у учащихся без преодоления трудностей, т.е. без какого-либо напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то их развитие идет медленно и вяло. И наоборот, преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, определенных, доступных для ребенка, таких, которые идут в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Если же мера трудности не будет соблюдаться, если учащиеся из урока в урок встретятся с непреодолимыми трудностями, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад духовных сил ребенка и интереса к учению.
В своей практике я использую горизонтальное  и вертикальное обогащение методических средств подготовки одаренных учащихся, интерактивное обучение в подготовке одаренных учащихся по программированию. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда входят занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, занятия ориентированные на развитие личностных характеристик, упражнения на релаксацию.
Особое значение придается корректирующим, развивающим и интегративным программам. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.
Учебный материал, для работы с одаренными детьми,  соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Хорошо организованное дистанционное обучение по программированию может быть не только более эффективным, но и более комфортным для
студента, а средства,  получаемые за обучение студентов могут быть эффективно использованы на организацию качественного индивидуального обучения.
Факультатив:
  Подготовка к олимпиадам
  Написание практико-ориентированных приложение
  Установление межпредметных связей
  Внедрение проектов
  Работа в командах
Нами только в 2011 году разработаны следующие программные средства: АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ (для РНПЦ «Мать и дитя», г.Минск)
ТРЕНАЖЕР ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩАЯ ХИМИЯ» (для системы проф-тех образования)
Электронное пособие “Writing Business Correspondence” (для системы проф-тех образования)
А за время работы факультатива таких программ разработано более 20.





Комментариев нет:

Отправить комментарий